На этой неделе СМИ сообщили, что Финляндия отказывается от традиционной системы школьного обучения, заменив в старших классах общепринятые специальные дисциплины комплексными тематическими.
В Минобразования Суоми опровергают эту информацию, заверяя, что стандартные предметы в программе останутся.
Тем не менее, в прессе пишется, например, что "Система школьного образования в Финляндии перешла на новый уровень развития. Теперь для школьников старшего возраста (15–16 лет) обычные уроки
по предметам заменены на курсы по специально отобранным комплексным темам", "Предметно ориентированные уроки истории или географии уже отменены в старших классах школ в Хельсинки", а вместо последовательных уроков математики, химии или истории, молодые люди будут изучать профессиональные курсы, имеющие прямое отношение к реальной жизни.
В министерских документах Суоми прописаны обязательные дисциплины, которые должны изучать финские школьники. Однако в дополнительных предметах у школ есть свобода выбора. Можно создавать собственные модели обучения.
В качестве примера приводится курс "Работа в кафе" ("Сafeteria services"), который включает элементы математики, способы общения, иностранный язык и прочие практические навыки.
Изучение английского языка в школе первой ступени (7-12 лет) Siltamaki в Хельсинки выглядит как комбинация географии с самим иностранным языком: учитель сообщает, что сегодня в Великобритании "туманно",
а во Франции, наоборот, "солнечно", а ученики должны показать эти страны на карте.
Традиционный формат общения «учитель-ученик» также подвергнут изменениям - пассивный формат классического школьного урока сменят на активный - совместную работу в небольших группах и обсуждение проблем.
В самой Финляндии реформа подверглась жесткой критике со стороны учителей, многие отказываются менять подход к преподаванию основ науки. Однако те учителя, кто вливаются в новую систему подачи информации, получают небольшую прибавку к зарплате. Около 70% учителей в Хельсинки уже прошли подготовку к преподаванию по новым правилам. "Нам действительно удалось поменять менталитет", - говорит менеджер
по развитию Хельсинки Паси Саландер. – "Очень сложно мотивировать учителя сделать первый шаг. Но те преподаватели, которые сделали его, говорят, что больше не смогут учить детей по-старому".
По словам Марио Киллонен, занятой реформированием системы образования, "необходимо пересмотреть систему образования и реформировать ее, чтобы прививать детям навыки, которые потребуются им сегодня
и завтра. Существуют школы, в которых предметы преподаются так же, как это было в начале XX века - но потребности изменились, и нам нужно что-то, что будет отвечать потребностям XXI века".
Пока что образовательная реформа только начинает внедряться, и тренировочной площадкой для неё являются школы Хельсинки. К 2020 году вся Финляндия должна перейти на новый формат обучения.
Эти нововведения в системе финского преподавания несколько сходны с особенностями обучения в США. Однако американская система школьного "модульного образования" известна своими результатами – весьма практичные в жизни выпускники обычных, не элитных школ выделяются вопиющим невежеством по всем областям научных знаний.
В 30-х годах прошлого века в Советском Союзе также практиковалась подобная блочная система, когда, например, по теме "Корова" решались математические задачи по надоям ("из одного вымени выливается…"), разбиралась анатомия позвоночных на примере крупного рогатого скота, а на уроках литературы заучивались стихи про коров. Тогда же были отменены индивидуальные оценки знаний: отметка выставлялась одинаковая всему классному звену или "звёздочке" – по ответу одного из учеников, чаще всего командира звена. Но от этой системы в СССР довольно быстро отказались, вернувшись к классическим гимназическим урокам, и уже в 50-х годах советское школьное образование было признано одним из лучших в мире.
Времена, однако, меняются – в XXI веке произошла информационная революция. Реформаторы образования
в Финляндии считают, что если молодой человек уже на выходе из школы будет обладать актуальным запасом практических знаний с учётом всех современных компьютерных технологий и навыками поиска информации,
то можно ожидать, что он принесёт пользу не только самому себе, а и государству.
Анатолий Хортицкий