Одна моя соседка, чей муж часто ночует на площадке лестницы в одних носках, как-то попросила меня сделать тише музыку в моей квартире.
Звучала песня Владимира Высоцкого «Капитана в тот день называли на ты...». Потише я, конечно же, не сделал, более того, сообщил, что соседство со мной — это единственный способ для ее детей познакомиться с творчеством В.С. Высоцкого и вообще проникнуть в слой культуры недоступный им из-за низкого уровня культуры их родителей.
Я не пессимист, в этом смысле мой стакан всегда был на половину Пруст, а на половину Поллок. Но я не сижу вечно у себя в кабинете, я еще хожу в магазины, рестораны, на концерты, даже в кино иногда (на дневные сеансы в будние дни, чтобы не смотреть, к примеру, наполненный трагическими смыслами «Облачный Атлас» в компании с Машкой, Толяном, Саньком и их чипсами).
Хотя, откуда что возьмется? Если не знаешь, что нечто может принести пользу, то, стало быть, и не будешь стремиться это нечто приобрести.
Чего можно ожидать от людей, знающих живопись по картинкам на открытках в витринах магазинов, а литературу по сериалам на телеканале «Россия-1».
После смерти литературной критики в России великие слова Оскара Уайльда о том, что «в прежнее время книги писали писатели, а читали читатели, а теперь книги пишут читатели и не читает никто» стали квинтэссенцией всего происходящего в нашем литературном процессе.
На прошедшей неделе случились страшные, трагические события, которые, в общем и целом, были вне общественного внимания, и, тем более, обсуждения.
В Санкт-Петербурге скончался великий русский пророк и мыслитель Борис Стругацкий.
Их называют в некрологах «русские советские писатели». Поверьте мне, братья Стругацкие писали поверх советских условий и советских условностей. Их напрямую занимало то, что будет с человеком и со страной после того, как уродливый эксперимент закончится. При всем при том, что этот эксперимент представлялся им идиллическим, разумеется, как можно судить и по «Граду обреченному», и по «Пикнику на обочине». «Да, мы живем в дыре», говорит Рэдрик Шухарт, «но из этой дыры сквозит будущее». Хотя, кто знает, что они имели в виду под будущим...
Когда я читал «Обитаемый остров» я не мог за один раз прочесть даже десяти страниц, потому, что тот уровень гнева и ужаса, который вызывала во мне история про мир наоборот, не давала мне спокойно жить и мыслить.
Братья Стругацкие были людьми, жившими внутри культуры и жившими культурой. Именно при таком стиле и ритме жизни можно начать что-то понимать про себя и про страну и начать делать что-то для себя и для страны.
Задача культуры — давать людям смелость для мечты и силу для действий.
Задача людей — понимать это.