Удивительно, что такое событие прошло незамеченным в СМИ, но Правительство Мордовии опубликовало полную программу действий на 2013 год, состоящую из 262 пунктов. Причем это не декларация общих намерений, а подробный документ с весьма четкими критериями и списком ответственных за их выполнение. Это значит, что нынешняя власть собирается если уж не отчитываться перед обществом за свою работу, то хотя бы подробно информировать, что для Мордовии является прорывом.
В программе много пунктов направлены на развитие экономики Мордовии, в том числе инновационной. Но форма вот реализация этих пунктов планируется как всегда формальная и в основном бессмысленная.
Итак, самые интересные, на наш взгляд, пункты программы. Курсивом – наши примечания.
Пункт 1:
Обеспечить рост валового регионального продукта в 2013 году не менее чем на 10% к уровню 2012 года.
Экономика Мордовии планирует расти быстрее российской.
Пункты 3-6:
- Проработать вопрос создания и создать Центр радиационных технологий совместно с Федеральным ядерным центром (г.Саров).
- Подготовить необходимые документы и бизнес-модель Агентства инновационного развития. Сформировать проектные команды, обеспечить упаковку не менее 3-х стартапов.
- Приступить к созданию:
центра энергосберегающей светотехники;инжинирингового центра волоконной оптики;
центра экспериментального производства;
центра проектирования инноваций.
- Обеспечить Центр нанотехнологий и наноматериалов Республики Мордовия оборудованием оборудованием и высококвалифицированным персоналом.
- Создать 5 проектных компаний в рамках технологической платформы «Силовая электроника на широкозонных материалах»
Видны настойчивые попытки прорваться в сферу высоких технологий. Но попытки будут неудачными, потому что от них до сих пор веет мечтой о том, что если возвести какой-то центр, то в нем как тараканы сами заведутся учение, стартапы и высокие технологии. Это примерно как в компьютерных играх: построить научный центр (100 млн. золотых, дает +3 стартапа и +8 инновационности).
Пункт 8:
Укомплектовать высококвалифицированным персоналом и вывести на проектную мощность Информационно-вычислительный комплекс Технопарка.
Обеспечить предоставление услуг ИВК резидентам Технопарка.
Создается ощущение, что сейчас там работает недостаточно квалифицированный персонал. Ну и снова непонимание того факта, что ИВК заполняется клиентами, а они не появляются по приказу – это все-таки рынок.
Пункт 9:
Запустить АйТи-акселератор (специализированный бизнес-инкубатор) Технопарка в сфере высоких технологий и организовать работу по отбору ИТ-компаний для размещения.
Судя по тому, что Information technology на называются и ИТ, и АйТи, отбор будет интересным.
Пункт 10:
Обеспечить число резидентов Технопарка согласно утвержденному бизнес-плану (73 резидента).
Есть подозрения, что в итоговом документе все же вычеркнули фразу «любой ценой»
Пункт 29:
Внести предложения по совершенствованию законодательства Республики Мордовия в части повышения инвестиционной привлекательности республики.
Пункт 32:
Провести анализ неиспользуемых производственных площадей и территорий на предмет создания индустриальных парков, разработав соответствующий план, в том числе сформировав перечень инвестиционных площадок для размещения новых производств.
А вот это абсолютно здравая идея, которая может даже быть вменяемо реализована.
Пункт 33:
Подготовить заявку Республики Мордовия по созданию в республике особой экономической зоны промышленно-производственного типа или зоны территориального развития
Пункт 41:
Разработать и утвердить План основных мероприятий по продвижению товаров местных производителей на внутреннем рынке Республики Мордовия
Пункт 45:
Довести вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП до 50 % и до 20 % соответственно
Пункт 46:
Обеспечить привлечение дополнительного федерального финансирования на реализацию Комплексной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011-2015 годы (не менее 150 млн. рублей)
Пункт 47:
Обеспечить поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих проекты в сфере производства (предоставление субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, субсидий на оплату первого взноса по договорам лизинга, микрозаймов, поручительств по банковским кредитам)
Все эти пункты напоминают вменяемую экономическую политику, которая при адекватной реализации может действительно улучшить ситуацию в Мордовии.
Пункт 48:
Обеспечить ввод в эксплуатацию 303 тыс. кв. м жилья.
При нормативе 1 кв. м. на человека, т.е. в лучшем случае в 2 раза меньше нормы. Теперь понятно, почему у нас так быстро растут цены на квартиры.
Пункт 79:
Обеспечить разработку и ведение во всех средних общеобразовательных учреждениях республики элективного курса «Разговорный английский»
Пункт 80:
Внести изменения в республиканский базисный учебный план по увеличению количества часов английского языка в основной и старшей школе
Пункт 81:
Внести изменения в республиканский базисный учебный план по увеличению количества часов английского языка в основной и старшей школе
В принципе, есть более простая альтернатива – платить учителям нормальную зарплату, и тогда они всему научат
Пункт 113:
Подготовить нормативную правовую базу проведения ЕГЭ в Республике Мордовия в 2013 году с повышением ответственности всех лиц, привлекаемых к ЕГЭ
Пункт 114:
Увеличить количество общественных наблюдателей, аккредитованных для усиления общественного контроля при проведении ЕГЭ
Наконец-то до самого высокого руководства дошла мысль, что безбожное списывание на ЕГЭ приводит к оттоку нормальных абитуриентов из Мордовии и портит имидж региона.
Пункт 172:
Принять республиканскую целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия» на 2013-2018 годы.
Пункт 252:
Обеспечить реализацию курсов «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры» в общеобразовательных учреждениях
Пункт 253:
Обеспечить реализацию курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях
Не очень понятно, зачем к светской этике приплели основы религиозных культур, если изучаются отдельными курсами?