Публикуем интервью Rusathletics.com с Ольгой Каниськиной:
19 января следующего года Ольге Каниськиной исполнится 29 лет. Всегда улыбчивая, хрупкая, с непременно заплетенными на соревнования косичками, Каниськина - первая и единственная трехкратная чемпионка мира в спортивной ходьбе. Она была лучшей на Олимпийских играх в Пекине и завоевала серебро в Лондоне, в ее активе медали Кубка мира и чемпионатов Европы. Сейчас Ольга тренирует детей и помогает в подготовке сильнейших ходоков страны.
- Уже привыкли к новому статусу?
- То, что я закончу спортивную карьеру в этом году, было решено давно. Естественно, что я хотела уйти из спорта после московского чемпионата мира, но травма не дала возможности выступить дома. Если честно, обидно, что так получилось. Но это жизнь, это спорт. Не все, что планируешь, сбывается. А привыкла ли я к новой жизни? Спать в обед по-прежнему очень хочется (смеется). Но на это совершенно нет времени, так что обхожусь теперь без дневного сна. Тренироваться я перестала, бегаю только. Но это просто для себя. Продолжаю общаться со своими друзьями-спортсменами. И эту привычку я бросать совсем не хочу.
- Как давно вы уже тренируете?
- Вот уже второй месяц я занимаюсь с детьми от шести лет и старше. Набрала группу в 20 человек. Хотя «набрала», это неправильно. Взяла всех, кто пришел сам или кого привели родители. Возраст моих учеников – от шести лет до двенадцати. Конечно, шестилеткам в легкую атлетику еще очень рано, но им так хочется заниматься, не выгонять же их. Маленькие у нас стараются тянуться за ребятами постарше, повторять то, что они делают на тренировках. Естественно, что мы и играем, и бегаем, и ходим. Детям очень нравится двигаться и, конечно, соперничать друг с другом. У нас проходит очень много соревнований, так что наша группа уже успела выступить на пяти стартах. Сезон у ходоков закрылся, так что мы бегаем, но уже 30 декабря состоится чемпионат Республики Мордовии по спортивной ходьбе, и там будут выступать все мои ученики, даже самые маленькие. Шестилетки пойдут 500 метров. Я вообще считаю, что в соревнованиях можно участвовать с любого возраста. У нас даже четырехлетние детки стартуют.
- Плачут, когда проигрывают?
- Конечно, плачут. Но, чаще всего, не от расстройства своим выступлением или результатом, а от страха, что их будут ругать родители. Ребята почти сразу веселеют, когда их убеждаешь в том, что можно смело возвращаться домой: нагоняя не будет. С их мамами и папами на эту тему я тоже общаюсь.
Как к вам относятся ваши ученики?
- Младшие слушаются безоговорочно. Старшие уже не такие паиньки. В группе тренируются мои племянники, которые зовут меня по имени, другие - по имени-отчеству. Но все со мной на «вы». Тренировки у меня ежедневные, но большинство детей ходит четыре-пять раз в неделю. Начинаем часа в два дня, ведь утром они все учатся. Занятие длится час-полтора. Естественно, что у каждого ребенка свои возможности, и тренерское задание мои ученики выполняют с разной скоростью. Но те, кто справляются быстрее, без дела не сидят, растягиваются, занимаются ОФП.
- Приходится на тренировках голос повышать и ногами топать?
(смеется) Приходится. И повышать, и топать. Не верите? Правда, ругаюсь на них. Объясняешь им задание, даешь один скоростной режим, тренировочный. А они припускают, как на соревнованиях. То ли им хочется быстрее результата добиться, то ли не могут удержаться, чтобы друг с другом не посостязаться. Вот и гоняют, а потом жалуются, что у них ноги болят. Жалуются, но тренироваться продолжают. Причем, даже на следующий день после соревнований приходят на занятия, хотя могли бы и отдохнуть.
- Надолго хватает ваших инструкций по соблюдению скоростного режима?
- На пару дней (смеется). Сначала мое выступление производит серьезное впечатление, потом они забывают, что я на них ругалась, и все начинается заново. Но это у меня такие старшие. С шести до десяти лет ребята послушные. Неповиновение начинается позже.
- Но большая часть вашего времени уходит не на детские тренировки?
- Конечно. Я помогаю нашим тренерам, которые работают с группой высшего спортивного мастерства: Виктору Васильевичу Чегину, Вере Васильевне Начаркиной и другим.
- Официальное прощание со спортом у вас будет?
- Мне хотелось незаметно перейти из категории действующей спортсменки в тренерскую, но в моей родной республике сказали: даже не думай, мы обязательно устроим тебе проводы из спорта. Не знаю, когда это случится, но провожать будут (смеется).