В Институте образования НИУ «Высшая школа экономики» сообщили о результатах социологического исследования, посвященного развитию дошкольного образования в регионах России. Эксперты изучили критерии, по которым родители выбирают детские сады и оценивают качество их работы. В первую очередь ученых интересовало, насколько различаются запросы семей, отдающих детей в муниципальные и частные детсады. В рамках исследования были опрошены не только родители, но и воспитатели и заведующие дошкольных учреждений.
«Материальные» аспекты в выборе садика оказались важными, но не ключевыми. «Понятно, что ежемесячный доход российских семей снижается, и это не может не отражаться на выборе коммерческих детских садов, – рассказывает научный руководитель Института образования ВШЭ Фрумин Исак Давидович. – Исследование велось несколько лет, и мы отметили, что значимость критерия материальной доступности садика выросла, к примеру, в 2015 году на 6% по сравнению с данными 2014 года». Эксперты отмечают, что у родителей-сторонников «частного» и «муниципального» секторов различаются приоритеты. Для тех, кто водит детей в муниципальный садик, на первом месте по значимости – его близость к дому (67% опрошенных), на втором и третьем местах с небольшой разницей (47% и 46%) – квалификация воспитателей и качество ухода за детьми. В частном секторе – наоборот. Главную роль для родителей играет качество ухода за детьми (52% опрошенных), далее идет квалификация воспитателей (49%), и только потом – близость садика к дому (47%).
Авторы исследования отметили, что за несколько лет интересы родителей, чьи дети посещают муниципальные садики, почти не менялись. В коммерческом же секторе есть интересные изменения. Для родителей резко возросла важность условий для интересного и приятного времяпрепровождения детей – с 21% в 2014 году до 32% в 2015 году. А вот значимость присмотра и ухода за детьми, как ни странно, снизилась с 63% до 57%.
«Несмотря на эти нюансы, «базовые» интересы родителей совпадают в обоих секторах, различие по процентам тут совсем незначительное, – сказала руководитель исследования Ирина Абанкина. – Приоритеты при оценке качества работы садиков таковы: на первом месте – чтобы ребенок ходил в садик с удовольствием, на втором – общение со сверстниками, на третьем – самостоятельность ребенка. Примерно одинаков и круг качеств и ценностей, которые, по мнению родителей, детский сад должен прививать ребенку: ответственность, трудолюбие, хорошие манеры, уверенность в себе, честность, толерантность. Пожалуй, можно сказать лишь об одном интересном различии – на сей раз между семьями из городов-миллионников и из сельской местности. Наше исследование выявило, что жители мегаполисов чаще хотят видеть в своих детях такие качества, как решительность и настойчивость, а для сельчан важнее послушание».
Еще один любопытный вывод исследования: из полученных данных можно сделать вывод, что в муниципальных и государственных детских садах больше развита система оценки качества, нежели в частных. Так, систему оценки качества работы воспитателей имеют 60% детсадов в муниципальном секторе и 38% в коммерческом. Доступность оценки для руководителей детсадов составляет 43% в госсекторе и 26% в частном секторе, для воспитателей – 32% и 17% соответственно.
«Эти нюансы интересны, иногда и неожиданны, но по основным, «базовым» результатам исследования можно сказать, что государственный и негосударственный секторы дошкольного образования достаточно близки. Ценности, расстановка приоритетов, позиции родителей и педагогов чаще всего сходятся, и это согласуется с декларируемыми приоритетными позициями руководства образования», – отметили эксперты.
Эти и многие другие скандальные вопросы развития образования обсуждаются квалифицированными специалистами на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» (руководители семинара – Ярослав Кузьминов, Исак Фрумин, Ирина Абанкина и Виктор Болотов). Краткая информация по семинарам – на сайте Института образования ВШЭ. Видео-материал прошедших семинаров рекомендуем посмотреть на оф.канале Института на видео-хостинге YouTube.