Изучая изменение антарктического климата за последние 30 тысяч лет, зоологи установили, что пингвины не так уж "любят" жуткий холод Антарктиды и большие площади сплошной ледяной поверхности им во вред. По крайней мере, только три популяции императорских пингвинов смогли пережить последнее великое оледенение - благодаря морю Росса.
Императоский пингвин (Aptenodytes forsteri)
Во время последнего великого оледенения, которое закончилось на планете всего 10 тысяч лет назад, температурно-климатические условия в Антарктиде были куда страшней, чем сейчас (не говоря уж об относительно тёплой Антарктике). Ледовые поля занимали многотысячекилометровые площади - абсолютно безжизненное пространство, вдвое большее, чем сейчас. Совершенно "безлюдный" район - за исключением императорских пингвинов, которые жили вглуби материка и совершали дальние миграции за рыбой. Такие же миграции они совершают и сейчас:
Добытчики отправились в дальний поход к морю за кормом
Но с разрастанием ледовых полей открытая вода отодвигалась от мест гнездования. В конце концов, популяции и отдельные кланы, жившие в наибольшем отдалении от берега, вымерли по тривиальной "бытовой" причине: у этих "дальнобойщиков" не оставалось времени ни на обустройство гнёзд из камешков, ни на выкармливание птенцов.
Как установил доктор Джемм Клукас из университета Саутгемтона и его коллеги-полярники, выжило только три популяции императорских пингвинов, обитающих на побережье неполностью замёрзшего моря Росса. Как подсчитали учёные, по состоянию на конец ледникового периода численность пингвинов была в 7 раз меньше современной. В настоящее же время на континентальном побережье Антарктики насчитывается 135-175 тысяч пар императорских пингвинов.
Гипотеза Дж.Клукаса с материалами исследований изложена в журнале Global Change Biology.