Новости Саранска, России и Мира

18+

Der Spiegel: Атяшево глазами немецких журналистов

27 февраля в журнале Der Spiegel вышла большая аналитическая статья, описывающая предвыборную ситуацию в России. Представляем Вашему вниманию перевод той части статьи, которая посвящена Атяшеву.

За заснеженные поля деревни Атяшево, в которой 6 тысяч жителей, заходит солнце, скрываясь за горизонтом. Заканчивается первая смена Анны Бабуровой 48-ми лет. На мясоперерабатывающем комбинате «Атяшевском» дела идут хорошо, она произвела сегодня около 70 тонн колбасы.

Анна Бабурова стоит на нарезке. Ножи разрубают и смешивают свинину и говядину со хребтовым шпиком, прежде чем масса будет упакована в оболочку и станет «Европейской» или копчёной «Брауншвейгской».

«Раньше мы возили колбасу из Москвы, теперь сами её туда поставляем», - говорит Анна Бабурова. В этих словах и кроется весь секрет Атяшево.

Поселок Атяшево находится в Республике Мордовия, которая не больше области Мекленбург-Передняя Померания, сюда из Москвы можно добраться за ночь на поезде в казанском направлении. Здесь живет 800 тысяч человек, и каждый третий – мордвин, говорит на эрзянском или мокшанском. Раньше республика ассоциировалась только с многочисленными исправительными колониями, затаившимися в густых мордовских лесах.

В последние годы республика заявила о себе. Мордовия единственный кроме Кавказа регион, в котором Кремль может рассчитывать более, чем на 90 процентов голосов.

91,62 % получила здесь в декабре партия Путина «Единая Россия». Атяшевский район удалён от столицы республики Саранска на 80 км. За «Единую Россию»  в районе проголосовали 99,83% избирателей. Коммунисты получили только 25 голосов, за другие пять партий избиратели не опустили ни одного бюллетеня.

Это был довольно странный, по европейским меркам, результат. Разве что в Мордовии умеют лучше фальсифицировать, чем где-то ещё в России? Или цифры реальны? Как такое может быть в республике, где средняя месячная зарплата в пересчёте на евро еле-еле достигает 300 евро?

«Мы все здесь очень практичные люди», - говорит Раиса Кузнецова. Эта черноволосая дама 55 лет руководит сельской и районной газетой Атяшева «Вперёд». Кузнецова считает, что мордовский феномен нужно рассматривать с исторической точки зрения.

Ещё в 80-е годы во всём Атяшеве не было даже асфальтовой дороги. До посёлка из её родной деревни можно было дойти только пешком, если по дороге трактор не подберёт.

Крах Советского Союза принёс в Мордовию хаос. За исключением Саранского лампового завода, вся промышленность заглохла, а в деревни электричество подавали только по часам. Местные демократы ельцинской клики были заняты налаживанием бизнеса и борьбой за раздел территории, серия убийств держала в напряжении весь край. «Коммунисты тоже не могли указать нам выход из этого дерьма», - говорит Кузнецова без обиняков.

Но потом пришёл Николай Меркушкин. Он уже четвертый срок является Главой Республики, этакий Путин для мордвы. Человек дела.

Он снова запустил индустрию, провёл в деревнях газ и возродил аграрную промышленность. Появились выгодные кредиты для частников, президент выделил из бюджета деньги для республики. Уже пять раз Путин был там с визитом, а до него ни один премьер Мордовию не посещал.

Услуга, потребованная взамен, только с первого взгляда кажется чисто символической. На десяти новых ледовых аренах, которые были возведены в республике, красуется эмблема «Единой России». Будто бы правящая партия государства или сам Путин финансировали эти стройки. Также в Атяшево к декабрьским выборам был построен ледовый дворец. Он стоил 178 миллионов рублей. На торжественном открытии присутствовал сам Глава Республики Меркушкин.

«Не правда ли», - обратился он к жителям Атяшево, - «десять лет назад вы о таком и мечтать не смели?». По его словам, те, кто хочет обеспечить стабильную жизнь для своих детей и внуков, кто хочет, чтобы строилось жилье, больницы, благоустраивались улицы, - должны решить, за кого отдадут голос на выборах. И они не могут быть заинтересованы в успехе оппозиции, тех людей, которые выходят на демонстрации в Москве. Или в успехе коммунистов, среди которых только «бывшие уголовники».

Раиса Кузнецова подчеркивает слова Меркушкина: «Политики в Москве с ума сошли», - говорит она. Да, передача власти Медведева Путину выглядит «своеобразно», но «что принесёт нам другой кандидат? Мы не хотим голосовать вслепую. Зато мы знаем, с кем связан положительный эффект. Мы верим Путину».

Избирателями Атяшева руководит благодарность. Когда речь идёт о газификации дома или постройке стадиона в Саранске к Чемпионату Мира по футболу 2018 года - о мнимых заслугах партии власти - все знают, напротив какого кандидата ставить крестик.

Анна Бабурова также полна благодарности. В 1998 году мясоперерабатывающий завод в Атяшеве был почти банкротом, а сегодня он работает на немецком оборудовании. И каждый из 870 работников приносит домой в конце месяца около 20 тысяч рублей, это почти 500 евро. «Если бы не Путин, у меня бы не было этой работы», - говорит Бабурова. – «Я политикой не интересуюсь. У меня дом, 15 соток земли и единственная цель – вырастить двух моих дочек».

Москвичи считают Мордовию пережитком советского государства, Советским Союзом в миниатюре. На самом деле это республика с системой Путина в чистом виде. Покуда государство гарантирует обеспечение основных потребностей, народ не вмешивается в политику.

На фото:

1. Мясоперерабатывающий комбинат в Атяшево, Мордовия
2. Детский сад в Атяшево, Мордовия
3. Персонал больницы с заведующими отделениями в Атяшево, Мордовия
4. Сельский магазин в мордовском поселке Атяшево


Источник: http://www.spiegel.de/