Новости Саранска, России и Мира

18+

Является ли рост алтайского ледника Маашей признаком "ледникового периода"?

Сенсационную весть выдали на днях СМИ: один из крупнейших алтайских ледников – Маашей в 2014 году увеличился в размере. Это значит, что на фоне глобального потепления в горном Алтае наблюдается процесс обратный – похолодание. Но является ли этот факт свидетельством наступления ледникового периода? Скорее всего – это доказательство правоты климатологов, давно говоривших, что в переходном периоде (в котором мы сейчас и находимся) смены схем атмосферных переносов и сдвига границ климатических зон будут идти неравномерные процессы, влекущие за собой различные погодные аномалии и локальные временные похолодания.

Ледник Маашей

Алтайские учёные с 1933 года следят за состоянием ледника Маашей. Все эти годы, особенно в последние, –
до 2014-го – ледник только сокращался в размерах.
"Когда говорят о глобальном потеплении или глобальном похолодании, идёт речь не о каких-то температурах
в какой-то конкретный период времени, а о тенденциях. Мы можем проследить это по ледникам. В Горном Алтае это хорошо заметно", – прокомментировал событие декан географического факультета Алтайского госуниверситета Геннадий Барышников. – "Есть реперы, которые известный томский ученый Михаил Тронов установил на одном из ледников Алтая в 1933 году. Вот когда я заканчивал университет, а это было через 40 лет после того, как он установил репер, ледник отступил от него на 150 метров, то есть шло общее потепление климата. В настоящее время ледник начинает двигаться вниз по рельефу, то есть наблюдается обратное явление. Мы не знаем, сколько это продлится по времени. Но по этому мы можем судить о том, что сейчас в целом идёт тенденция на похолодание".

Ледник в разгар таяния

Данные, к которым апеллирует профессор Г.Барышников, относятся к 2014 году – то есть прошлому. И пока что единственному "ледниковому" за 40-летний период наблюдения самого профессора. Можно ли единичный факт назвать тенденцией? Любой современный учёный должен владеть основами математической вариационной статистики и отличать статистическую закономерность от случайной флуктуации. А тенденции отмечать по серии выборок, в данном случае – среднемноголетних замеров, а не по одноразовому примеру.
Наука на том и стоит.

Для примера – житейский факт. Предположим, у вас от природы железное сибирское здоровье. Плюс закалка, обтирание, обливание, моржевание – в общем, сто лет не болел. Но вот, скажем, в декабре пришла эпидемия гриппа, и вы в общественном транспорте, предварительно намёрзшись на остановке, "подхватили" ОРВИ. Три дня на больничном. Говорит ли этот единичный случай инфекционного вирусного заболевания о вашей тенденции превратиться в "задохлика" с хроническим насморком?
Является ли один-единственный год в целой 40-летней серии наблюдений за таянием Маашейского ледника
(не говоря уж о восьмидесятилетней – с 1933 года) математически достоверной тенденцией? А если в нынешнем году ледник снова скукожится – что тогда будут заявлять алтайские географы?

Теперь статистические факты противоположного "алтайскому похолоданию" характера.
2014-й год в глобальном масштабе признан рекордно тёплым за всю 160-летнюю историю планомерных метеорологических наблюдений. Зима 2014/2015 года и, особенно, первый месяц весны в европейской части России также признаны рекордно тёплыми за всю историю метеонаблюдений, и 2015-й год в целом, по прогнозам МЧС России, намерен побить прошлогодний абсолютный рекорд. А пересохшие торфяники грозят на северо-западе и в ЦАО устроить дымовую завесу, аналогичную той, что пережили москвичи в 2010-м. Площадь арктических льдов зимой 2014/2015-го тоже была рекордно малой за последние 30 лет спутникового мониторинга.

И, наконец, самая свежая весть: в начале апреля снова "проснулось" тёплое экваториальное течение Эль-Ниньо, знаменитое тем, что в последнее своё пробуждение 7 лет назад вызвало феноменальные осеннее-зимне-весенние наводнения в Европе и Северной Америке с многотысячными людскими жертвами. 
Эль-Ниньо, вообще-то, и ранее регулярно "просыпалось" с периодичностью, обусловленной 11-летними циклами солнечной активности. Однако за последние 40-50 лет выявлена тенденция (настоящая, математически достоверная) учащения периодов её буйства, то есть чаще, чем раз в 11 лет. Причём и само "буйство"
кардинально усилилось. Прогноз метеорологов на нынешний и следующий год неутешителен – они призывают готовиться к погодным катаклизмам и природным катастрофам.

Как справедливо пишут некоторые СМИ, земной климат представляет собой сложную природную систему, которая формируется под воздействием множества различных взаимосвязанных факторов. Многие климатологи считают, что данная система саморегулирующаяся, и работает, подобно автопилоту, который корректирует курс воздушного судна, когда происходит его отклонение. 
СМИ также отмечают, что сегодня в учёных кругах популярна теория о цикличном изменении климата, когда период глобального потепления на Земле сменяет период общего похолодания.
Да, это так. Только теория эта говорит о глобальных сменах климата в геологическом исчислении времени –
то есть о тысячелетиях и даже сотнях тысячах лет. И не берёт в расчёт активное вмешательство в этот геологический процесс человечества. Которое тоже, по словам великого отечественного учёного и философа Владимира Ивановича Вернадского "становится геологической силой". Уже стало. Ибо сказано это академиком Вернадским более 70 лет назад. С тех пор человечество вышло в космос и сейчас готовится к колонизации Марса и коммерческой разработке минеральных запасов на астероидах. Так что мы уже не только геологическая,
мы становимся космической силой. 
И, похоже, вышеупомянутое учащение пробуждений Эль-Ниньо – следствие именно нашего, человеческого подвижничества в созидании парникового эффекта и ускорении современного глобального потепления.

Теория цикличности климата объясняет, между прочим, и феномен алтайского похолодания – как частное следствие изменения схем глобальных атмосферных переносов.
Но лучше всего подобные схемы демонстрирует нам Гольфстрим – недавно опять привлёкший внимание учёных и мировой общественности. Это тёплое атлантическое меридиональное течение – тоже часть глобального переноса, но не воздушного, а термогалинного, то есть водного температурно-солевого. Эта самая грандиозная на планете река несёт свои тёплые воды от экваториального побережья Африки в северные широты, согревая Британские острова, Скандинавию и не давая замёрзнуть Белому морю. Течение не только греет прибрежные страны, оно согревает также воздух, превращая климат всей северной Европы в умеренный (та же Скандинавия должна более походить на Гренландию – но Гольфстрим не даёт). Именно Гольфстрим обуславливает умеренно-континентальный климат в Петербурге и Москве и частые зимние оттепели во всей европейской части вплоть
до Уральских гор.
И вот недавно климатологи на математических моделях с привлечением огромного количества данных за длительный период установили, что скорость этой грандиозной океанической реки замедляется, а само течение обнаружило тенденцию (настоящую, а не одноразовую) к ослаблению. А это значит, что тепла Гольфстрим
на наши севера будет нести меньше – вплоть до обратного замерзания (т.е., возврата ледникового периода) некоторых участков Арктики у канадских и гренландских берегов.
Но что самое парадоксальное – причина замедления этого тёплого течения кроется именно в глобальном потеплении, в потеплении самого Гольфстрима!

Что касается конкретного алтайского ледника Маашей, который считается одним из самых устойчивых
на Алтае благодаря питанию из высоко расположенного фирнового бассейна, то феномен его парадоксального разрастания в 2014 году подозрительно совпадает по времени с другим местным феноменом – исчезновением озера Мажой в июле 2012 года.
Длина ледникового языка около 10 км, площадь – 19,25 км. Из него берет начало река Мажой:

По рассказам, лет 100 назад в результате мощного оползня русло речки в районе Северо-Чуйского хребта перегородилось естественной плотиной. И всего в 7 километрах от ледника на высоте 1.984 метров образовалось высокогорное озеро 1,5 км в длину и до 400 метров в ширину:

Озеро Мажой в дни своего расцвета


По этой фотографии видно, что озеро молодое -
затопленные 100 лет назад деревья не сгнили
Однако, озеро просуществовало (по геологическим понятиям) очень недолго. Начиная с 5 июля 2012 года в горах Северо-Чуйского хребта начались сильные и почти непрерывные ливневые дожди. Осадки привели к резкому повышению уровня воды в Мажое, и озеро переполнилось. А 17 июля с гор сошёл мощный селевой поток. В результате произошло размывание природной дамбы, которая "подпирала" озеро Мажой, и вода из него вытекла.

За 3 дня до исчезновения озеро переполнилось до краёв
Фото: Александра Коботова


17 июля 2012г. Озера Маашей больше нет.
Фото: Александра Коботова

Сто лет назад, если кто и отметил изменение местного климата в окрестностях новообразовавшегося озера,
так это уже крепко забыли. А изменения не быть не могло. Такой объём воды (а вода обладает значительной теплоёмкостью) просто не мог не сказаться на микроклимате, смягчив его и согрев зиму. Ведь речь идёт
об экстремальной резко-континентальной климатической зоне. Старожилы-красноярцы должны помнить,
как Красноярское (Енисейское) море подорвало их сибирское здоровье, создав достоверно подтверждённую медиками тенденцию
к росту респираторных заболеваний в зимнее-осенний период. Так же и водохранилище Мажой повлияло на близкорасположенный Маашейский ледник, тем более, что по размерам они вполне сопоставимы.
Озеро ускорило таяние ледника.
Исчезло озеро Мажой летом 2012-го, и вновь вернулся резко-континентальный климат с особо холодными зимами. Ледник отреагировал сразу.


Сейчас "озеро" выглядит вот так...
Фото Александра Коботова 

Анатолий Хортицкий
(использованы фотоматериалы алтайских сайтов)