Новости Саранска, России и Мира

18+

Ученые: стремление ребенка к учебе зависит от генетических факторов

Генетики в масштабном исследовании с применением близнецового метода установили зависимость стремления и мотивации детей к учёбе. Вывод: на 40-50% школьная успеваемость ребёнка зависит от генетических факторов = врождённого таланта и личностных качеств.

Исследованием было охвачено 13 тысяч близнецов в возрасте от 9 до 16 лет из России, Великобритании, Канады, Германии, Японии и США. Изучались одно- и разнояйцевые близнецы.
Преимущественно дети-близнецы росли вместе в одной семье и учились в одной школе в одном классе, что усиливает чистоту эксперимента.

У однояйцевых близнецов наследственный набор генов идентичен, различия в их физиологии и поведении минимальны. У разнояйцевых близнецов и фенотип, и генотип отличаются, хотя, конечно не так сильно как
у детей, рождающихся порознь. В этом смысле – сравнение одно- и разнояйцевызх близнецов - результаты получились вполне ожидаемые: у полностью идентичных близнецов совпадали и общая успеваемость, и степень интереса к отдельным школьным предметам, у разнояйцевых же отличия были выражены в гораздо большей степени.

Эта разница позволила установить роль наследственности, семейного воспитания и социальной среды в стремлении детей к знаниям и способности усваивать новую информацию. Оказалось, что в этой триаде первенство принадлежит наследственности: тяга ребёнка к знаниям на 50% зависит от генетических факторов,
а не от воспитания или жизненных обстоятельств.

Однако, генетики отрицают существование какого-то особого гена, отвечающего за школьную успеваемость.
За пятёрками и двойками в дневнике стоит комбинация множества наследственных факторов, которые в совокупности и обуславливают любознательность, усидчивость, внимательность и целеустремлённость ребёнка и, конечно же, сами умственные способности воспринимать и обрабатывать информацию – совокупность качеств, вместе и дающих итоговые оценки в табеле и школьном аттестате.

Роль же социальных факторов и семейного воспитания в этой триаде, оказывается, второстепенна. Но, если гены не изменишь (они ведь даются раз и навсегда), то дидактические и воспитательные методы, а также условия жизни, поощряющие стремление узнавать новое – факторы переменные.