Самый частый упрек оппозиции – отсутствие конкретной программы. Мне кажется это очень важная и симптоматичная история.
На прошедших президентских выборах, большинство избирателей даже понятия не имели о программных статьях Путина, о том, что он планирует делать. Аргументы голосовавших были: «не хотим опять в 90-ые», «поднял Россию с колен» и т.п.. Но самым удивительным было глубокое убеждение, что за Путина надо голосовать «чтобы не было войны». Простой вопрос с кем и почему вызывал недоумение, будто ты спрашиваешь какую-нибудь само-собой разумеющуюся вещь. В этом контексте наличие или отсутствие у оппозиции конкретной программы отходит на второй план. Путин мог вообще не напрягаться по поводу своей программы, и его бы все равно выбрали. Проблема не в отсутствии у оппозиции программы, а в отсутствии у большинства населения России навыков критического мышления, и как следствие политического сознания. Вина за это лежит на федеральных СМИ, их откровенно пропагандистском контенте. Унаследованное с советских времен доверие населения к государственным каналам и печати, позволило успешно внедрять политические клише в сознание рядовых россиян. Интернет же с его политическим плюрализмом доступен далеко не всем. В этом смысле, тезис «у оппозиции – нет программы» - бессмысленная мантра, поскольку в текущей политической ситуации рациональные доводы слабо влияют на основную массу электората.
А между тем в оппозицию приходят образованные, толковые люди, уже сейчас называющие очень конкретные и правильные вещи, которые с легкостью сойдут за готовую предвыборную программу. Один из таких людей Владимир Ашурков, озвучивший в вебинаре «Экономическая программа оппозиции» некоторые тезисы:
Корень проблем России — коррупция и борьба с ней — основное. Стране нужна группа единомышленников, которые должны проводить структурную реформу. Борьба с коррупцией — необходимое условие структурных реформ. Ни одну реформу невозможно осуществить без этого условия. Идеология не так важна, хотя я склоняюсь к либеральным взглядам. Но главное — здравый смысл и эффективность. С нашими ресурсами и богатствами мы вполне можем позволить себе более эффективную экономику. Сейчас у нас неэффективно соцобеспечение, здравоохранение и прочее. Оптимальные реформы должны происходить на основе кропотливой профессиональной работы профессионалов и достижения консенсуса с учетом мнений различных слоев общества. Коррупция мешает нормально развиваться всем сферам жизни и экономики. Поясню это на трех примерах. Первый — армия. Нужна профессиональная армия, и мы могли бы ее себе позволить. У нас максимум 500 тыс. призывников, которые служат по году. Лучше формировать армию на контрактной основе нанимая военнослужащих на три года за 15 тысяч руб. при полном обеспечении. Расходы на это — около 5 млрд в год, что эквивалентно 1/6 прибыли Газпрома, половине прибыли Роснефти за год. Армия должна стать социальным лифтом. Должен быть устранен такой перекос, при котором молодые люди идут получать высшее образование для того, чтобы избежать службы. Кроме того, профессионального военного, который работает на контрактной основе сложно дискриминировать и эксплуатировать. Провести эту реформу возможно за год-полтора. Другой пример — инфраструктура. России стоило бы приблизить свою дорожную сеть к европейской, и это вполне реально. Нужно нанять европейскую компанию на средства государства, и через десять-пятнадцать лет она бы могла обеспечить создание дорожной инфраструктуры европейского качества. Финансирование проекта — за счет займов на внешних рынках. У нас один из самых небольших долгов (10% ВВП). Инвестиции в инфраструктурные проекты поднимут долг до 30% ВВП, но затраты окупятся. Выбирайте: что лучше — остаться с теми дорогами, которые у нас сейчас есть и с современным уровнем госдолга или же повысить долг и создать модернизированную инфраструктуру. Этот проект окупится за счет мультипликативного экономического эффекта. Третья проблема — мигранты. Нужен визовый режим со странами, откуда едут незаконные мигранты. Российские работники проигрывают незаконным мигрантам на рынке труда, гастарбайтеры забирают у них рабочие места. Миграция нужна, но она должна быть законной, а в нашем обществе скорость миграции превышена. Надо нормализовать ее и тогда будет ясно, сколько нам надо мигрантов.
Во всех этих сферах есть коррупционная мотивация: узкие группы (военные, работодатели, использующие незаконную рабочую силу, миграционные чиновники) влияют на то, чтобы не принимались законы, благотворные для развития общества.
Итак, конструктив и смысл у оппозиции уже есть. Осталось создать спрос на него. Поэтому ключевая их цель - создание альтернативных источников информации для провинциальных жителей, создание у основной массы населения потребности в обсуждении четко сформулированных ключевых вопросов развития страны. И, похоже, этот процесс понемногу набирает обороты.