Новости Саранска, России и Мира

18+

Ученые нашли способ обезопасить самолеты от столкновений с птицами

В некоторых аэропортах существуют отдельные орнитологические службы, отпугивающие птиц
от взлётных полос. Применяются разные методы –
от трансляции звуковых птичьих сигналов тревоги
до специальных соколиных отрядов.
Кое-как они справляются с задачей. А как быть в полёте?

Столкновение самолёта с птицей в воздухе означает
смерть для обоих. Американские орнитологи, похоже,
в ходе опытов с самолётом-беспилотником нашли решение
и этой проблемы: синие светодиодные лампы.

В лучшем случае столкновение самолёта с птицей на взлёте и при посадке может закончиться ремонтом.
В воздухе же при полёте на "крейсерской скорости" – катастрофой с человеческими жертвами.
В материальном исчислении только в США ущерб от столкновения с птицами оценивается
в 700 млн долларов в год.
Орнитологи Национального исследовательского центра дикой природы в Сандаски опытным путем выяснили, как именно нужно предупреждать птиц об опасности столкновения – чтобы те вовремя убрались с пути авиалайнера. В расчёт взяты особенности птичьего зрения, у птиц волновой диапазон шире и – главное –
они могут видеть в ультрафиолетовой части спектра.

Эксперимент был поставлен при участии "добровольцев" из отряда воробьинообразных, конкретно – американских буроголовых трупиалов. Именно неосторожные трупиалы представляют наибольшую опасность для американского аэрофлота (aircraft). Эта певчая птичка размером с голубя в США весьма многочисленна.
Она не обладает такой сообразительностью, как врановые и зрение у неё послабее. Поэтому именно с ней
наиболее часты столкновения самолётов.

Орнитологи установили, что трупиалы лучше всего реагируют на голубой свет с длиной волны 470 нм.
Они поставили светодиодные лампы, испускающие свет с такой длиной волны на самолет-беспилотник
(с дистанционным управлением) и провели серию опытов. Птицы не пострадали - они находились
в клетках, и столкновений с самолётом опыт не предусматривал.
Опытным путём установлено, что трупиалы в 2 раза быстрее реагируют на самолеты, летящие
с освещением (как мигающим, так и постоянным), чем без подсветки. Даже у неподвижного самолета
синие огни светодиода в пять раз чаще вызывали у птиц предупредительные реакции: они вытягивали
шеи, поднимая головы или наоборот, съёживались. Чем самолёт быстрее летит, тем трупиалы больше
запаздывают с реакцией. Но при наличии светового сигнала птицы всё равно гораздо раньше замечали
"опасность", соответственно времени на принятие решения к бегству у них остаётся больше.

На основании этих экспериментов орнитологи предложили новый метод борьбы с надоедливыми птицами
как в аэропортах на взлётных полосах, так и непосредственно в полёте.
Орнитологи также рекомендуют аналогичным светосигнальным способом предупреждать массовую гибель
перелётных птиц, оснастив светодиодами высотные стационарные объекты - небоскребы, башни и
ветротурбины и лопасти ветровых электростанций.