Новости Саранска, России и Мира

18+

Музыка нас связала: к вопросу о культуре современного общества

Культура - это палимпсест

один посрёт, другой поест

П.Г.Короленко

Как известно, в Советском Союзе массовая культура (как впрочем и всё массовое) была очень низкого качества. ВИА, за исключением пары-тройки, были бесцветны и очень друг на друга походили. Вспомним эти поющие/голубые/играющие сердца/гитары/руки-ноги и т.п. 

Ну а когда эра ВИА подходила к концу, музыканты из них либо забывались, либо становились поп или рок исполнителями. Наверное самый известный пример - это Кипелов, Расторгуев и Шуфутинский, игравшие в одном и том же ансамбле. 

Иными словами, на осколках того, что в СССР было культурой второго сорта, стала возникать новая эстрадная культура. Немного поп-музыки, немного рока. Хотя конечно, было бы крайне несправедливо считать, что иных корней у нашей эстрадной музыки не было. И ВИА, и последующие рок-группы, ориентировались прежде всего на Запад. Однако и тут был один ньюанс: при всём очень положительном желании быть похожими на "настоящие" рок-группы, у нащих эстрадников была одна проблема - они очень плохо играли. Неизвестно почему. Талантливых музыкантов у нас вроде было всегда, но в рок идти они особо не спешили.  

Итого, вместо высококачественных копий (что, в общем, только хорошо для зарождающегося в стране жанра), мы получили грубо сыгранные и, о ужас, спетые поделки с невнятными текстами. И они были популярны.  

Как пример, бешенно популярный в конце 80-х Nautilus Pompilius с неумеющим играть и петь Бутусовым (на концертах он только делал вид что играет) или вечно живая легенда (готовлю зонт от помидоров) - Виктор Цой. Играть не мог, петь тоже. Но популярность была на всю огромную страну. Говорят, что дело в текстах. Но если дело в текстах, кто позволил считать их творчество МУЗЫКОЙ? Тексты Цоя без особых изысков были понятны любому ПТУшнику. Да и сам он был ПТУшником. Наверное поэтому стихи его старших современников, в иных из которых протеста побольше, чем во всех песнях Виктора, поставленных одновременно, так и не стали популярными. 

Аквариум - это претензия на интеллектуальность и сложность музыки, которую можно было оправдать только когда туда приходили играть Игорь Бутман и Сергей Курёхин. Ну а в противном случае... интересующиеся могут, например, послушать концертник "Десять стрел". Иначе как какофонией это назвать нельзя - такое ощущение, что Гребенщиков руководствовался идеей - чем больше скрипок на сцене, тем лучше. И всё это под маловразумительную помесь поэзии серебряного века и переводов текстов западных рок-групп.  

Алиса. Тут вообще комментировать сложно - первый альбом "Энергия" был написан под огромным влиянием Аквариума. То, что получилось - это то, что получилось. Саксофоны-скрипки-флейты-клавиши в самых чуждых человеческому слуху сочетаниях. Правда потом Кинчев исправился - видимо ссора с БГ заставила его обратить внимание на западную музыку и "заумность" из него ушла вплоть до альбома "Шабаш".

ДДТ. У Шевчука был голос, которым он иногда пользовался, и это собственно всё, о чём тут можно сказать.   

Так было ли в музыке этих и других команд что-то интересное? Да, было - русский рок 80-х интересен тем, что это история. Наивная музыка людей, которые в общем-то и играть особенно не умеют, но очень это дело любят. У того же Кинчева есть интересная песня "Снова в Америке", посвящённая БГ. Думаю он и сам не знал, что эта песня как нельзя точно характеризует весь русский рок. Но это уровень подворотни с большими амбициями, сильно подогретыми пластинкой "Красная волна". 

К чему же это всё привело? В начале 90-х произошёл спад русского рока в пользу попсы. Да  это и неудивительно - по качеству они соответствовали друг другу, а по затратам попса была гораздо менее прихотлива. Старые рокеры типа Шевчука до сих пор не могут забыть потерянные лавры, и истекают ненавистью к «попсе». 

Казалось бы, ребята, вы сами виноваты, что своим творчеством спустили вкусы публики до такого уровня, что "Белые розы" - хит на все времена. Вините себя - а завидовать чужому успеху всё-таки нехорошо. Или уж играйте вместе с попсовиками, как, например, было на концерте в поддержку Б.Ельцина в 1996 году. 

Впрочем, меня эта ситуация беспокоит только в одном плане: музыкальный вкус населения во многом определяет культуру. Увы и ах, но во многом "благодаря" деятельности наших "отцов рока", отечественная культура опустилась ниже плинтуса. 

Слышишь по радио онлайн низкосртную попсу? Скажи спасибо Шевчуку. Но только пожалуйста, не пиши больше на стенах "Цой жив в наших сердцах" -  достало уже.