Новости Саранска, России и Мира

18+

Рецепт массового общества от Акселя Шпрингера

Российская журналистика сегодня находится в состоянии кризиса, во многом обусловленного общим кризисным состоянием русской культуры.  О драматичности ситуации в массовых СМИ в первую очередь свидетельствует  тематическая исчерпанность и духовная скудость их содержания.

Заниженная культурно-нравственная планка «массового» текста, как ни парадоксально, во многом воспроизводит модель западной прессы, которая утвердилась в Европе в послевоенные годы и получила там широкое распространение. К сожалению, вместе с этой моделью на русскую почву оказались перенесенными и европейские ценности, «пораженные» релятивизмом либеральной идеологии. Как отмечает известный историк Н. А. Нарочницкая в книге «Россия и русские в мировой истории», кризис современной европейской культуры, в водоворот которого сегодня втянута и Россия, угрожает пересмотром ценностных оснований русской культуры.
 Поэтому сегодня одна из важнейших задач отечественной журналистики состоит в том, чтобы вывести русскую словесность из «рыночного контекста» Запада, где нет места высшим идеалам общественного развития, выработанным всей героической историей  нашей страны.
Показательной в этом плане может служить концепция  журналистики, разработанная и успешно внедренная немецким медиамагнатом Акселем Шпрингером у себя на родине.   
Созданная Шпрингером информационная монополия погрузила послевоенную Германию в воображаемый мир всеобщего благоденствия. С одной стороны, в основе этого мира была чисто экономическая задача – обеспечить владельцу приращение капитала. Но с другой стороны, формирование «общества потребления»  оказалось невозможным без воспитания его новой базовой единицы –  человека позитивистски-потребительского профиля.  
В основе метода информирования, разработанного Акселем Шпрингером, лежит принцип информационного удовольствия, поддерживающий «человека потребляющего» в его устремленности к благам цивилизации. Следствием широкого внедрения этого принципа стали кризисные «надломы» европейской культуры.
Во-первых, это проявилось в отказе от личностной уникальности и неспособности к  духовному протесту против культурного униформизма, насаждаемого массовой прессой. Массовая пресса создает для человека желания, среду обитания, мысли, чувства, эмоции, которые надлежит испытывать и переживать. Показательно, что еще в 70-е годы XX в. известный советский исследователь западной культуры, современник Шпрингера,  Ю. А. Жуков писал, что «разработана доктрина так называемого «массового общества», суть которой сводится к изучению способов держать «молчаливое большинство» в повиновении, формировать их образ мышления и поведение».
Внимание шпрингеровской аудитории было сосредоточено на незначительных событиях, которым придавался статус значимых для всего общества. Вот что пишет Л. Ф. Стржижовский в своей книге «Стреляет пресса Шпрингера»: «Из «Бильд» невозможно было узнать, что происходит в мире и в самой стране. Важнейшие внутренние и внешнеполитические события возникали на страницах газеты случайно, спорадически. Они тонули в призывах к любви к животным, в сообщениях о величайших кражах, о визитах царствующих особ, о самоубийствах, среди писем читателей и материалов о сексе и спорте. Политики и международных событий, как таковых, не существовало».
Так пресса Шпрингера методично стирала самостоятельное «я» с культурной карты Европы,  рисуя  волшебный мир, в котором не существует общественных противоречий.
Во-вторых, сформировалась неспособность различения широкой аудиторией социальной  значимости тех или иных событий и отказ от личной ответственности за духовную неразборчивость и культурную «всеядность». Мир Шпрингера был безоблачен и свободен от всякого рода антагонизмов. Действительно важные мировые проблемы, такие, как конфликты послевоенных десятилетий, холодная война, борьба за мир в странах социализма оставались в тени. Эта тень скрывала и проблемы социальной справедливости и государственного устройства. «Читателям изо дня в день прививалась аполитичность, их внимание концентрировалось на всевозможных второстепенных вещах, их искусственно изолировали в мире, созданном на страницах «Гамбургер абендблат» (издание, принесшее успех  А. Шпрингеру. – А.И.). Наконец, читателей газеты отучали думать и, следовательно, иметь собственное мнение»: отмечает в своей книге о Шпрингере Стржижовский.
В-третьих, аудитория оказалась обманута и заражена релятивистской гносеологией. Неявный план   информационного метода Шпрингера состоял в том, что он «наполовину не врал». Истории, которыми он отгораживал читателей от социальной актуальности, действительно могли вызывать сострадание и возвышенные чувства. У Шпрингера не было цели опорочить возвышенное, его целью было безжалостно использовать все возвышенное, чтобы прикрыть свои истинные, политико-коммерческие намерения, далекие от гуманистических идеалов. Особенностью шпрингеровской картины мира была и ее абсолютная непоследовательность с точки зрения причинно-следственной связи. Кажущийся признаком непрофессионализма, этот метод состоит в профессиональном умышленном  раздроблении  фактической картины мира и сведении ее  к радужной, но обессмысленной мозаике мировых событий (журнал «Bild).
Таким образом, основной задачей «прекрасного мира» Шпрингера было лишение европейского общества культурных механизмов самостоятельного исторического развития. Пафос духовного возрождения немцев, обманутый псевдодраматизмом газетного сюжета, оказался отсеченным от ценностных критериев определения жизненного смысла и «исторического целеполагания».  
Актуализация массовой прессы в ее «шпрингеровском» варианте представляется весьма драматичной перспективой и для Российского общества. Сформированное массовой прессой общество, лишенное опоры на традиционные культурные механизмы  исторического развития, не в состоянии участвовать в репликации собственного уникального культурного кода, который требует интенсивной работы духа и культурной воли.

Аксель Шпрингер (Axel Springer, 2 мая 1912 — 22 сентября 1985) — немецкий журналист, основатель и владелец Axel Springer AG.

Axel Cäsar Springer родился в Гамбурге, в семье издателья Генриха Шпрингера. Свою карьеру Аксель Шпрингер начал в 1947 с учреждения компании Axel Springer GmbH в Гамбурге. Под крышей этой компании находилась газета Hamburger Abendblatt, а позднее Шпрингер расширил свою деятельность, стартуя новые журналы, такие как Hör zu — популярный журнал ТВ и радио программ. В 1952, Шпрингер в список своей деятельности добавил издание таблоида Bild, который вскоре стал влиятельным масс-ежедневником тиражом более миллиона.