Новости Саранска, России и Мира

18+

Русский полюс Европы

Кризис Европы рубежа веков поставил острый вопрос о  месте, которое она займет на карте грядущих всемирных преобразований. Разумеется, эти преобразовании были бы немыслимы без слияния на определенном историческом и цивилизационном этапе достижений русской и европейской культур.

В этом слиянии обнаруживалась не только  внутрикультурная потребность Запада найти путь к спасению собственного  «нравственного императива», но и миссионерская воля русской культуры к расширению православно-христианских идеалов справедливости. Таким образом, взаимопроникновение русской и европейской культур обусловило во многом и оформление Русской идеи как способа воздействия на ход истории в Европе.
Русская идея происходит от стремления не просто обозначить место русской цивилизации в мире, но утвердить эту цивилизацию в качестве сакрального пространства исходной христианской этики. Следует заметить, что автором концепта «Русская идея» не случайно является великий русский писатель Ф. М. Достоевский. Предвидя обострение мировой борьбы за пространство «святой  идеи», он вкладывает в ее содержание общемировой смысл и говорит: «Мы знаем, что не оградимся уже теперь китайскими стенами от человечества. Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях».
 В связи с этим уместно будет сослаться на высказывание современного отечественного философа А. В. Гулыги: «К какому выводу мы пришли? Повторим: русская идея – это предчувствие общей беды и мысль о всеобщем спасении. Она родилась в России, но опиралась на западную, прежде всего немецкую философскую культуру. Ее источники: русский исторический опыт, православная религия, немецкая диалектика. Русская идея имела целью объединить человечество в высокую общность, преобразовать в фактор космического развития. Сегодня русская идея (порой под другими именами) возрождается, наполняя особым смыслом наше потускневшее автомобильно-электронное бытие».
Забегая вперед, отметим, что  великий русский философ В. С. Соловьев также считал «всемирность» русской идеи ее главным содержанием, откуда проистекает ее важность не только для России, но и для всего мира, так как она по его словам «не имеет в себе ничего исключительного и партикуляристического, что она представляет собой лишь новый аспект самой христианской идеи, что для осуществления этого национального призвания нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них».    
Первое отчетливое воплощение русской идеи связано с художественной философией Ф. М. Достоевского. Герои Достоевского наполнены чувствами невыразимой скорби, тоски, но в то же время они преисполнены верой в победу правды над ложью. Это и есть одна из особенностей Русской идеи – осознание исторической миссии возрождения царства всеобщей справедливости. Как отмечается многими исследователями Достоевского, Русская идея в его литературных текстах оттачивается  в постоянной борьбе добра и зла, которая заканчивается не просто победой первого. Там, где, казалось бы, должны были появиться мотивы мести и ненависти к злу, появляется прощение и сострадание ко всему миру, погрязшему в непонимании самого себя. Выход на принципиально иную ступень цивилизованности, где на зло отвечают силой любви и сострадания во многом характерен для русской идеи «по Достоевскому».
Достоевский предсказывает кризис культуры в России, показывая в своих романах ситуацию всеобщего отчаяния. Но это отчаяние вызвано не только нищетой и безденежьем, а в первую очередь нарастающим в новом веке технологий – и промышленных, и политических – тотальным социальным безразличием. Общество перестает смотреть в себя самого и допускает, таким образом, беззаконие сердца, когда перестают действовать моральные нормы, получившие приговор технотронного времени – устаревание.
Тем не менее, в контексте европейского кризиса, который не в последнюю очередь стал причиной раздробления прежде твердых народных общностей, Русская идея звучит как призыв к соборности, в которой и европейцам есть место, как бы ни утверждалось обратное апологетами Ватикана. Русская идея по Достоевскому требует именно такого объединения. Он говорит: «Мы первые объявим миру, что не чрез подавление личностей иноплеменных нам национальностей хотим мы достигнуть собственного преуспеяния, а, напротив, видим его лишь в свободнейшем и самостоятельнейшем развитии всех других наций и в братском единении с ними, восполняясь одна другою, прививая к себе их органические особенности и уделяя им и от себя ветви для прививки, сообщаясь с ними душой и духом, учась у них и уча их, и так до тех пор, когда человечество, восполняясь мировым общением народов до всеобщего единства, как великое и великолепное древо, осенит собою счастливую землю».      
С точки зрения исторического позитивизма такие идеи могут показаться утопичными. Однако сам Достоевский верил в то, что соборная русская идея позволит сохранить индивидуальности всех тех, кто в эту соборность входит. А это значит, что кризис сокровенного внутреннего пространства нации будет преодолен.
Наиболее близким по духу Достоевскому был первый профессиональный философ России – В. С. Соловьев. Соловьев особенно четко излагает  свою концепцию русской идеи после пережитого им патриотического подъема во время русско-турецкой войны 1877-87 гг. Он рассуждает о ней в своей лекции «Три силы». По его мнению, три силы: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир – влияют  на ход истории, но только славяне, русские способны встать над игрой частных интересов и позаботиться обо всем мире: «Между тем, две первые силы совершили круг своего проявления и привели народы, им подвластные, к духовной смерти и разложению. Итак, повторяю, или это есть конец истории, или неизбежное обнаружение третьей всецелой силы, единственным носителем которой может быть Славянство и народ русский».  
Примечательно, что Соловьев рассматривает свой тип русской идеи без отрыва от западного влияния. По его мнению, на Западе оформилась идея индивидуальности, на Востоке же – универсализм. Теперь задача состояла бы в том, чтобы объединить оба  эти принципа и построить новый всехристианский мир «…и вследствие этого свободного сочетания породить духовное человечество».
Соловьева критиковали славянофилы за то, что он видел единственно разумной задачей будущих поколений  объединение церквей – православной и католической. Эта его идея была так высока, что большинство видело в ней предательство русских национальных интересов и всего героического пласта борьбы православия против латинян. Однако Соловьев видел в противостоянии церквей – гражданскую войну братских цивилизаций и размышлял о том, что эта война закончится единством на почве всеохватного славянства.
Но прежде всего Соловьев был гуманистом широчайшего охвата, в своем видении русской идеи он предвосхищал мечту не только о европейской, но и мировой соборности. Он писал так: «В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом в сознании как чистой форме всеединства».
Автором подлинно русской идеи о построении государства всеобщего равенства и единства является А. И. Герцен. «Русский социализм» Герцена стал отправным пунктом идеологии народничества, так как идея построения мира без насилия, общества равных прав и социальных гарантий максимально соответствовала образу мышления русской соборной философии. Теория «русского социализма» Герцена стала отправным пунктом социалистических взглядов революционных народников, которые в конце XIX века претендовали на роль передового движения в российском обществе.
Герцену удалось создать оригинальную концепцию русской идеи в рамках философии истории. В начале 40-х гг. он приходит к выводу о том, что в тех областях знания, в которых нет философии как науки, не может быть и твёрдой, последовательной философии истории как умопостигаемого смысла жизни. Таким образом, Герцен искал практического применения своей философии с целью начать движение к новому государству, основанному на идеях русского социализма.
Пунктом соединения социализма с философией является в творчестве Герцена идея гармоничной цельности человека. Идея единства и бытия рассматривалась Герценом также как идея объединения исторической науки и народа, которые и будут в итоге знаменовать социализм. Герцен не сомневался в том, что  народ, «понявший» науку, выйдет на творческое создание социализма. Идеал свободы личности становится важнейшим в философии Герцена. Его Русская идея – это свободный дух, волей которого «мрак превращается в небесный свет».
При этом следует понимать, что Герцен имел в виду очень конкретный  тип социализма, основанного на почве славянского единства со всем миром и господства справедливости. Он писал так: «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идёт от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общего управления, – и  идёт вместе с рабочей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука».
В работе «Россия» наша страна представляет в современной Европе юный народ, полный сил, народ, у которого всё впереди. Нет оснований считать, что в своём дальнейшем развитии Россия должна пройти через все те фазы, через которые прошли народы Западной Европы. Эти народы «доработались» до определённых социальных идеалов. Россия по своему быту ближе к этим идеалам, чем Западная Европа. По Герцену: «...то, что является для Запада только надеждой, к которой устремлены усилия, – для нас уже действительный факт, с которого мы начинаем».
Интересно, что размышления о европейской культуре западных философов более апокалиптичны, нежели отечественных. Очевидно, что именно в России заключается тот духовно-территориальный потенциал, который может спасти Европу от неизбежной конечности пространства.
Русская идея и заключает в себе этот потенциал, выступая своеобразным источником вдохновения для культуры европейской, которая на рубеже веков оказалась в тяжелой ситуации утраты исторического целеполагания.