На нашей планете до сих пор еще остались страны, где время будто остановилось. Одна из таких стран – островок социализма в Азии, Корейская Народно-демократическая республика. Этот островок особенно близок нам тем, что коммунистическая система построена там как точная копия советской образца 70-х годов. Причем заимствование коснулось не только политического устройства, но и всего быта вообще: планировка домов и улиц с широкими проспектами, памятники, стадионы, магазины, одежда людей, метро, культура. Необъяснимым образом и несмотря на то, что жизнь простых граждан в КНДР жестко регламентирована государственной идеологической машиной, прогулки по Пхеньяну (столица страны) представляются отдыхом от современной цивилизации, где глаза получают долгожданное право не видеть сотни квадратных метров наружной рекламы.
Культура Северной Кореи особенно притягательна для нас, жителей России. Вероятно, в первую очередь тем, что мы сами когда-то жили в таком мире, свободном от кризисных явлений современной западной цивилизации, таких как вещизм, культ потребления, рыночная экономика с ее кредитами, процентами, продажами и маркетинговыми технологиями. Во всяком случае, в Северной Корее есть главное, что мы утратили сегодня – сильная государственная идеология. Ведь только она способна не просто организовать жизнь миллионов, но и подарить чувство безопасности, уверенности в завтрашнем дне, и, наконец, только сильная государственная идеология обеспечивает прочный внутригражданский мир, чего так не хватает в современной России, задушенной криминальными сериалами и, как следствие, общественной нервозностью и взаимной ненавистью.
Итак, с утра до вечера жизнь простого жителя КНДР определяют идеи Чучхе. Термин «Чучхе» состоит из двух слов, переводимых как «хозяин» (Чу) и «тело, субстанция, природа» (Чхе). В официальном языке, Идеи Чучхе - это некая жизненная философия поведения, основанная на смеси конфуцианства и марксизма-ленинизма. На практике она воплощается в том, что человек проявляет свои лучшие качества только через коллектив, возглавляемый мудрым вождем. Жители Северной Кореи постоянно погружены в культурную жизнь своей страны. Они организованно посещают многочисленные музеи, совершают прогулки по местам боевой славы и к различным памятникам и монументам, участвуют в массовых праздниках, посвященных крупным историческим датам становления страны, а недавний парад гимнастов вошел в книгу рекордов Гиннеса как самый массовый. Никакой альтернативной «культуры развлечений» там нет, а это значит, что в КНДР очень высок уровень общественной нравственности. Культура Северной Кореи представляет собой коллективное достижение. Идеи Чучхе призывают каждого быть частью единого общества, строящемся на любви и взаимном почтении. Традиционное конфуцианство органично приняло в себя лучшие идеи социалистического общественного устройства, рожденного у нас, в СССР. Северная Корея – страна, где человек достигает вершины духа благодаря единству со своим народом, который он любит и участвует в его дальнейшем развитии. Государственная идеология здесь смогла объединить людей в дружную семью, где каждый заботится о каждом, видит в чужих детях – своих детей, за которых несут ответственность все граждане, а в памятниках и монументах – часть себя и будущего своей культуры.
Что касается материальной культуры, то здесь идеи Чучхе требуют как можно дольше и аккуратнее использовать машины и механизмы, потому что человеку под силу взять из машин больше заложенного производителем потенциала. Человек хозяин вещи, а не наоборот. Здесь мы встречаем явное расхождение северокорейской идеологии с уже окрепшим в нашей стране культом потребления. Современный рыночный маркетинг внушает людям через рекламу, что вещь или машина – определяют статус, образ мыслей, поведение, причем стоимость вещей, которыми мы обладаем – регулирует положение в обществе, а значит и отношение общества к нам. Но самое главное – современный человек убежден в том, что вещи нужно менять как можно чаще, отслеживая новинки и успевая их приобретать. Забыть об этом нам не позволит вездесущая реклама. Получается, что житель КНДР свободен от массового психоза потребления, которым заражены западные страны. Он не ставит материальную культуру над собой, его не соблазняет и не развращает назойливая реклама: национальная философия сформировала его первоочередную потребность в духовном росте.
Сегодня в нашей стране вроде бы отсутствует официальная идеология, однако, отсутствие идеологии, тоже идеология. Общую для всех идею единства вокруг большой и светлой цели заменяет размельченное на каждого отдельного человека стремление личного продвижения за счет отставания остальных. Такая ситуация в массовом сознании рождает ненависть, зависть, страх и недоверие. Улицы Пхеньяна спокойны и не производят впечатления постоянно действующего балагана со скоморохами и зазывалами. Северная Корея имеет ряд жестких законов относительно свободы слова. Там мы не встретим киосков, заставленных непристойными глянцевыми обложками, а в витринах не увидим раздетых женщин в нижнем белье. По телевизору не показывают сцен насилия, нет рекламы, криминала, судебных разбирательств, семейных ссор, пошлых комедий и порнографии.
Воплощению в жизнь идей Чучхе служит и архитектура столицы КНДР: она основана на принципах гигантизма. Недаром в Северной Корее находятся несколько самых больших в мире архитектурных сооружений: стадион имени Ким Ир Сена (150 тыс. человек), 125-ти этажная гостиница «Рюгён», 170-ти метровый Монумент Идеям Чучхе и многие другие. Огромные здания призваны показать величие человеческого духа, но не единоличного, а рожденного в коллективной воле. Поэтому каждый кореец чувствует себя причастным к творению своей страны и ее могущества. Такого ощущения явно не хватает сегодня жителям России, передвигающимся по улицам от одной частной собственности к другой.
Пример Северной Кореи показывает нам, что культура, основанная на ценностях взаимного уважения и заботы друг о друге, не возникает на пустом месте, социальная справедливость и уверенность в завтрашнем дне не появляются сами собой – необходима неустанная работа государственной идеологической программы, нужна живая общественная философия дружбы и товарищества, за воплощением которой в жизнь государство будет строго следить. В противном случае любая культура, как заброшенное поле, зарастает рекламными щитами и глянцами. Граждане КНДР не просто ходят на работу, но каждый день они участвуют в коллективном духовном росте. И это не менее важно для них, чем строительство дорог, заводов и фабрик, ведь приезжают на работу они также все вместе.
Хочется верить в то, что когда-нибудь словосочетание государственная идеология перестанет быть для нас агрессивным штампом из прошлого, и станет, по примеру Северной Кореи, спасительным маяком, зовущим из штормового моря кризисов и волнений - к гражданскому миру, к настоящему светлому будущему.