Шпиль — вертикальное и остроконечное завершение зданий
в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды
Веле (эрз. и мокш.) - село, селение
Каждый год горожан радуют новыми или отреставрированными зданиями, облагораживаются районы - не зря нас признают одним из самых благоустроенных городов страны, причем несколько лет подряд. Но есть и обратная сторона благоустройства: дизайнеры и художники бьют тревогу, говоря о том, что у Саранска пропало свое лицо. Его заменили «массивы с башенками и шпилями», которые не вписываются в облик города, портят его. Пропала самобытность, долгое время отличавшая Саранск. Практически все исторические здания снесены. Тот же храм Ушакова пока не памятник архитектуры и станет им нескоро. Памятником архитектуры, например, был маленький дом купца Кубанцева, но во время строительства Ледового дворца и стадиона «Старт» его снесли. К 2012 году затеяна очередная масштабная реконструкция центра, которая вновь изменит, ставший привычным вид республиканской столицы.
Может быть, через подобные «издержки развития» проходит каждый город? Как решить эти проблемы, и какой облик будет у Саранска через несколько лет? С этими вопросами мы обратились к специалистам в области архитектуры и культуры. По вполне понятным причинам, мы не приводим их имена.
Мнение №1:
Город без исторической памяти существовать не может. Саранск сложился, прежде всего, как деревянный город. Камень появился гораздо позже, в конце девятнадцатого века. Эти купеческие, мещанские постройки были великолепны своим колоритом, деталями, кладкой. Строения создавались на века. Сейчас старина разрушается. Возводятся новые здания, которые не всегда вписываются в сложившийся облик города. А иногда и просто представляют собой сочетание несочетаемого. У нас болезненная стилистика: шпили, башни, арки, которые иногда просто не соответствуют стилю, предназначению здания. Например, новые здания казначейства, библиотеки. Каждый человек, живущий в городе, воспитывается на улице, где он проводит немало времени. Что он видит? Тот же «лисий мостик» никак не сочетается с японским садом камней. Абсолютно разная архитектура, предназначение. Центр города перегружен различными символами. В то же время жители районов не имеют возможности видеть у себя эти символы, практически нет мест, где они могут провести время, не выезжая в центр. Почему бы не сделать этот процесс более равномерным? В связи с этим назрело немало острых проблем, требующих решения. Городу необходим главный дизайнер. При нем мог бы действовать совет профессионалов, открыто обсуждающий эти вопросы, проводящий архитектурную политику. Сейчас этого просто нет. Необходимо перенимать опыт наших соседей. В Казани, например, которая пережила несколько масштабных реконструкций, сохранили историческое лицо города, так называемую «деревянную Казань». В других городах, наряду с постройкой новых кварталов, сохраняются целые улицы, имеющие историческую ценность. Там бережнее относятся к памятникам прошлого. Почему бы и нам не последовать этому примеру: сохранить старый, провинциальный Саранск? Это было бы интересно не только нашим жителям, но и гостям города.
Конечно, новые масштабные проекты придают вес, значимость республиканской столице. Они необходимы, но должно быть сочетание старого и нового. Тогда город расцветет во всем своем многообразии. Мое мнение, что набережная Саранска – это великолепное достижение: красиво, функционально, чисто. Приятно пройтись по этому месту. Обратите внимание, практически нет мусора. Среда воспитывает человека. Самое любимое место — это Парк культуры и отдыха имени А.С. Пушкина. Очень уютное, прекрасное место, с которым у меня связаны приятные воспоминания. Но мы должны, вместе с новым, сохранить старое: провинциальность (не провинциализм) Саранска, его национальный колорит. Согласитесь, сейчас, приезжая в город, этого не чувствуется.
Мнение №2:
Саранск копирует губернский центр начала двадцатого века, причем консервативный стилистически. Это судьба практически всех небольших городов. Наши архитекторы, в которых Мордовия испытывает острую нехватку, — исполнители воли заказчика. Наиболее ярко это проявлялось в советское время. Сейчас свободно создавать, творить можно, но, опять же, только по той программе, которую диктует заказчик. Основной заказчик сейчас — это республиканская власть. Она мыслит консервативно, шаблонно, согласно вкусам 80-х годов прошлого века, когда считалось, что архитектура должна быть помпезная, богато украшенная. Согласно этим представлениям и отбираются архитекторские проекты, которые отвечают нужным вкусам и пожеланиям. Яркий пример — храм Ушакова. Монументальный, представительный автопортрет власти.
Климат у нас холодный, поэтому преобладает яркая и теплая колористика в оформлении зданий. То, в каком цвете предстает Саранск, за некоторыми исключениями, соответствует сложившейся традиции.
В городе действует градостроительный совет, где обсуждаются все текущие вопросы. Туда входит глава администрации, ведущие архитекторы, скульпторы, директора проектных учреждений и институтов — те люди, которые могут принять решение. Другой вопрос: нужен ли городу главный архитектор и главный художник? Формально, эти должности существуют. Но сейчас они очень специфические. Их значимость, начиная с 1990-х, упала. Эти функции перешли к главе администрации города. Именно он принимает окончательное решение даже по мелким, несущественным вопросам. Власть понимает, что с помощью архитектуры можно утвердить мысль о своей крепости, надежности, привлечь серьезных экономических партнеров в лице федерального центра. Такой же подход существует и в других городах. Какой профессионал с «именем», опытом и заслугами будет работать в подобных условиях? Хотелось бы пожелать, чтобы Саранск не сравнивали с Москвой или Санкт-Петербургом. Надо сравнивать себя с Уфой или Чебоксарами. У власти и горожан совершенно разное отношение к городу. Власть смотрит на него, как на объект манипулирования, создания нужного имиджа, идеологии. Горожане видят в городе комфортное, удобное, уютное место обитания.
Источник: http://gazeta13.ru/